«Новые подходы в обучении русскому языку и литературе в образовательных учреждениях Казахстана в рамках обновленного содержания образования»

Цель вебинара – обсудить новые подходы в обучении русскому языку и литературе в рамках обновленного содержания образования, поделиться опытом преподавания русского языка и литературы  в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.

Вебинар был посвящен вопросам формирования функциональной грамотности личности, в том числе читательской грамотности, процедуре организации и проведении формативного оценивания, использования различных приемов и методов обучения, анализу современных учебников по русскому языку и литературе.

Как известно, обновленное содержание образования – это пересмотр как самой модели среднего образования, его структуры, содержания, так и подходов и методов обучения и воспитания, внедрение новой системы оценивания достижений учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновленного содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для формирования интеллектуальной, физически и духовно развитой личности. Новая модель образования предъявляет новые требования в подготовке педагогических кадров: к изменению целей и способов педагогической деятельности; к работе в рамках инновационного подхода в обучении; к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса; к новым способам и формам оценивания учебных достижений учащихся.

Выступление к.п.н., доцента кафедры теоретической и прикладной лингвистики Бахыт Хасеновны Галиевой был посвящен вопросу формирования читательской грамотности учащихся, т.к. навык чтения - важный для жизни в социуме навык, способствующий развитию личности. Докладчиком обращено внимание на текстоцентрический принцип обучения, приведены примеры заданий для оценки читательской грамотности.

Ведущий научный сотрудник Национальной академии им.Ы.Алтынсарина, к.ф.н., доцент Баглан Тусуповна Каримова поделилась с участниками с результатами онлайн исследования на предмет владения педагогами приемами и техниками формативного оценивания в учебном процессе. Подробно остановилась на повышении эффективности урока с помощью ФО.

Какими педагогическими навыками должен владеть современный учитель, как достичь взаимозависимой реальности и о многом другом участники вебинара узнали от тренера 1-го уровня, учителя высшей категории школы-гимназии № 22 г.Нур-Султан Дюсембековой Райхан Канатовны.

Учитель-модератор русского языка и литературы НИШ химико-биологического направления г.Павлодар Аужанова Галия Габдуллиновна акцентировала внимание на четком и конкретном формулировании учебных целей для достижения результатов, а также на примере краткосрочного плана урока русского языка: Климат. Погода и времена года в 7 классе продемонстрировала все этапы целевой установки по видам речевой деятельности, дескрипторам, заданиям, критериям оценивания.

Анализу школьного учебника обновленного содержания под редакцией Сабитовой З.К., Бейсембаевой А.Р. было посвящено следующее выступление и презентация студентки третьего курса гр. РФ-32 Абдрахмановой Камилы, представившей структуру учебника и ее содержание.  Отметив особенности структурирования учебного материала, обратила внимание на реализацию содержания темы учебника, которая начинается с целеполагания в виде эпиграфа и вопросов, позволяющих осмыслить и определить их важность на начальном этапе урока. Камилой также обращено внимание на стратегии обучения, проиллюстрированы  фрагменты заданий и упражнений, направленных на формирование критического мышления учащихся.


В условиях глобализации, модернизации образования в целом, основной задачей современного обучения является выработка и освоение педагогами новых подходов, педагогических технологий, формирование нового педагогического менталитета.

Вебинар,  организованный по инициативе кафедры теоретической и прикладной лингвистики, в формате диалога между учеными, преподавателями университета и учителями-практиками общественно-гуманитарного направления общеобразовательных средних школ позволил обсудить новые подходы к обучению русскому языку и литературе в системе интегрированного образования, который направлен на развитие творчески активной языковой личности, воспитание сознательного отношения к языку как средству общения, как к языковому капиталу, способствующему успешной социализации учащихся.

 

Гульбагира Аюпова – доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики