IV Международный научно-методический семинар "Полилингвизм в высшем образовании: вызовы и возможности"

25 апреля 2019 года кафедра иностранных языков филологического факультета  Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева провела международный научно-методический семинар на тему "Полилингвизм в высшем образовании: вызовы и возможности".

Преподаватели-практики, занимающиеся вопросами полиязычного образования и межкультурной коммуникации обменялись опытом и выступили с докладами. Среди участников были ученые из Польши, России, Кыргызстана и Казахстана.

Международный семинар с приветственной речью открыли первый проректор – проректор по учебной работе А.А. Молдажанова, декан филологического факультета Жаркынбекова Ш.К. и заведующая кафедрой иностранных языков к.п.н., асс.профессор Сагимбаева Д.Е., отметившие, что данная тема сопряжена с решением ряда проблем, связанных как с планированием, определением стратегических и тактических целей, содержанием, так и несовершенством методик и технологий. По их мнению полиязычное образование студентов вуза также является и фактором эффективности межкультурного общения.

Зарубежные коллеги подняли актуальные проблемы реализации полиязычного образования и межкультурной коммуникации в рамках изучения особенностей и компонентов иностранных языков для межкультурного и межъязыкового общения.  В частности,  Lucyna Aleksandrowicz-Pedich (Варшава, Польша) остановилась на аспектах полилингвизма в университетской среде, где большое значение уделялось особенностям формирования иноязычной коммуникативной компетенции в полилингвальной среде.

Профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (Бишкек, Кыргызстан), Асипова Н.А. остановилась на вопросах поликультурного образования и воспитания, основной целью которых является объединение молодежи на основе культурной общности, общечеловеческих ценностей и общих гражданских интересов.  "Современная социокультурная ситуация в Кыргызской Республике характеризуется открытостью к демократическим преобразованиям, утверждением гуманистических ценностей, ориентацией к глобальным изменениям, происходящих в мире, и в тоже время стремлением народа возродить и сохранить национально-культурные традиции", - отметила она.

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации-д.ф.н., профессор Вафеев Р.А. заострил свое внимание на национальных языках в процессе интернационализации знаний, где был использован опыт русско-национального билингвизма.

Бриджит Гудман - доктора PhD, профессора Назарбаев университета со своим ассистентом А.Щербаковым – докторантом Назарбаев университета представили проект, касательно многоязычного образования и языковой политики, где основной приоритет дан английскому языку как средству обучения (EMI) в высшем образовании, также ими были рассмотрены отдельные аспекты языковой политики и языкового обучения, определены перспективы, обмен и распространение передового опыта работы по дальнейшему развитию и реализации полиязычного образования и межкультурной коммуникации в Казахстане.

В своем выступлении д.ф.н., профессор Павлодарского государственного педагогического университета Саурбаев Р.Ж.,  проанализировал основные черты языковой политики, языкового планирования и языкового образования в условиях полиязычного общества. "Одной из функцией языка является средством коммуникации, но эта функция не последняя, так как в обществе язык выступает как средство социализации человека. Язык является проводником государственной политики титульной нации и в рамках полинационального общества, ее основной функции является объединение народов, проживающих в многонациональном государстве в один народ, а также в воспитании языковой и национальной толерантности", - высказался профессор.

Руководитель проекта «Модернизация среднего образования» Всемирного банка, к.ф.н. Султан Ж.И. остановился на перспективах казахского языка в полиязычном Казахстане. Докладчик отметил, что применение казахского языка продолжает оставаться достаточно узкой и неконкурентоспособной по сравнению с русским языком. В этой связи выступающий представил пути сохранения и развития казахского языка на основе результатов проведенных исследований и мирового опыта.

 

Организатором международного семинара - кафедрой иностранных языков были представлены не менее актуальные кейсы, один из которых был посвящен методике CLIL (Тусельбаева Ж.А. – к.п.н., доцент кафедры). Ею рассматривались особенности работы преподавателей профильных предметов и преподавателей иностранных языков в системе предметно-языкового интегрированного обучения, а также перспективы ее применения в сфере высшего профессионального образования. 

Итогом семинара  стали рекомендации участников о правильности создания единых методических платформ, обобщающее значение которых войдут в основу совершенствования обучения и преподавания иностранных языков на неязыковых специальностях в условиях полиязычия, глобализации и диджитализации.