ЕНУ им. Л.Н. Гумилева – школа-гимназия №22: модель взаимодействия

28 марта 2019 года в школе-гимназии № 22 состоялось открытие филиала кафедры русской филологии филологического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, в рамках которого был проведен семинар на тему «"Русская литература" в условиях перехода на обновленное содержание образования: теория и методика обучения» для учителей и методистов столичных школ.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-гимназии № 22 В.А. Раздобреева, приветствуя участников семинара, отметила, что неслучайно данный образовательный проект начинает свою работу в дни весеннего обновления в природе, и это символично, так как и педагоги по- новому подходят к решению поставленных задач в рамках Обновленного содержания обучения.

Заведующий кафедрой русской филологии, доктор филологических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева К.Р. Нургали в своем выступлении рассказала о достижениях кафедры, в частности о наличии научной и методической основы для подготовки будущих специалистов-филологов, также ознакомила с задачами и перспективами сотрудничества кафедры и школы-гимназии № 22, выразив уверенность, что оно будет носить системный, результативный характер.

Выбор темы семинара был обусловлен прежде всего актуальностью и приоритетностью его в современной системе образования, а также тем, что авторы школьных учебников обновленного содержания «Русская литература» для школ с русским языком обучения и школ обучения на родном языке – преподаватели кафедры К.Б. Уразаева и Г.З. Шашкина.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева К.Б. Уразаева в интерактивном докладе осветила проблемы «Коммуникативно-деятельностного подхода и разработки учебников для 6 класса ОШ РК с нерусским языком обучения». Рассказывая о концепции составления учебника, профессор выделила приоритетную задачу – это грамотность чтения, при котором учитель должен сравнивать результат достижений ученика с его прежним результатом, а не с результатами одноклассников. Говоря о структуре учебника Куралай Бибиталыиевна пояснила, что концепция урока заложена в ключевых словах к ним, обязательным элементом является интеграция литературы с живописью, музыкой, историей. Наличие национального компонента, жанрового признака терминов, обращение к жизненному опыту учащихся – это одни из определяющих звеньев работы по данному учебнику.

 «Учебные программы и учебники обновленного содержания по русской литературе: вопросы теории и практики» стали темой выступления кандидата филологических наук доцента кафедры русской филологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Г.З. Шашкиной. Автор учебника отметила тематический принцип построения учебника, что работа по нему основывается на «со-творчестве» учителя и ученика.

Фрагмент урока учителей русского языка и литературы высшей категории школы-гимназии №22 Р.К. Дюсембековой и С.И. Антоновой, имел цель продемонстрировать развитие коммуникативных навыков через анализ художественного текста, на материале учебника «Русская литература» для 8 класса (автор Г.З. Шашкина).

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Г.А. Шарипова в содержательном докладе «Русская литература конца ХХ – начала XXI века: аспекты реализации в вузовской и школьной практике» акцентировала внимание участников семинара на теоретических проблемах современного литературного процесса, охватывающего широкий круг художественных явлений: от «другой прозы» 1980-х гг. до постмодернизма и постреализма 1990-х годов и эстетических поисков начала XXI века. 

Для студенток 3 курса Марии Жуликовой и Аруны Дуйсековой специальности «Филология: русский язык» участие в семинаре методической направленности явился дебютным. Они рассказали об истории возникновения интеллект-карты, инструменте для систематизации информации по методу Тони Бьюзена, продемонстрировали технику ее составления по теме «А.С. Пушкин. "Капитанская дочка. Консультировали будущих учителей-словесников доценты кафедры Г.А. Шарипова и М.Е. Жапанова.  

Учителя школ города приняли активное участие в конструктивном диалоге по данной теме. Особую заинтересованность педагоги проявили к содержанию и структуре учебно-методических комплексов по литературе, возможность получить ответы на вопросы, возникающие в ходе апробации учебников от авторов, позволит грамотно реализовать потенциал и мотивационные возможности учебника.       

Алимова Л.Ж., учитель CШ №37, отметила, что открытие филиала    кафедры русской филологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева – это новый научно-образовательный проект на площадке школы-гимназии №22, который позволит учителям столицы регулярно повышать квалификацию, знакомиться с новыми научными изысканиями, с современным  осмыслением классических текстов, и  все это будет способствовать высокому уровню преподавания русской литературы в условиях обновленного содержания образования.